?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 


Накануне 25-летия трагедии на Чернобыльской АЭС я наведался в 30-километровую зону отчуждения и познакомился с работой путейцев, которая не прекращалась в этом месте с 1986-го года.


ОТ ЧЕРНИГОВА ДО СЕМИХОДОВ НА ПЕРЕКЛАДНЫХ

Участок стальной магистрали длиной 30 км вот уже много лет соединяет Украину и Беларусь с закрытой Чернобыльской зоной. За техническое обслуживание одноколейки отвечает Черниговская дистанция пути (ПЧ-10). Юго-Западной железной дороги.

Присоединившись к начальнику ПЧ Сергею Яковчуку и небольшому коллективу путейцев-чернобыльцев, я принял участие в весеннем осмотре рельсошпальных решеток, стрелочных переводов и инженерных сооружений близ атомной электростанции.



Мы добирались из Чернигова к конечной станции зоны отчуждения – Семиходы (Чернобыльская АЭС) – обычным способом работающих там монтеров пути. Железнодорожники – ,как правило, выходцы из Чернигова, Славутича и белорусской Йолчи, -- садятся в электричку, соединяющую Чернигов, Славутич и Неданчичи –последнюю украинскую станцию перед границей с Республикой Беларусь. Здесь путейцы пересаживаются в дрезину (путевую машину АС), где и проходят первый пограничный контроль: получают разрешение на выезд из нашей страны. Затем рельсовый автобус делает остановку в Йолче, где забирает на работу сотрудников Юго-Западной железной дороги, прописанных в Беларуси и имеющих белорусское гражданство. Любопытно, что каждый месяц белорусы получают зарплату в Украине, в отделении «Экспресс-банка», в гривнах, и вынуждены искать у себя на родине выгодный курс, дабы обратить получку в белорусские рубли. Кроме того, на станции Йолча происходит очередной пограничный досмотр (на сей раз белорусскими пограничниками). Удивительно, но некоторые железнодорожники забывают взять с собой паспорта. На границе оказывается достаточным предъявление служебного удостоверения. Ведь все монтеры пути давно внесены в специальный список ежедневных гостей Беларуси, минующих территорию республики транзитом и в рабочих целях.

КТО И ЗАЧЕМ ЕЗДИТ В ЧЕРНОБЫЛЬ?

Кстати, никаких обозначений государственной границы по ходу следования железнодорожного транспорта от Неданчичей до Семиходов нет. Не имеется и указателя начала 30-километровой опасной зоны. Лишь большой железнодорожный мост через Днепр для сведущих пассажиров обозначает границу между Украиной и Беларусью. А на территории белорусской республики красный мостик через неприметную речушку свидетельствует о начале зоны отчуждения. Затем – очередной мостик через речку и снова начинается Украина… По пути на Чернобылскую АЭС поезда мчат по территории Беларуси всего 20 километров.




Какие же это поезда? Это четыре электропоезда сообщением Славутич-Семиходы, доставляющие атомщиков на работу и домой. Изредка одноколейку посещает грузовой состав из трех-четырех вагонов с цементом, предназначенным для строительных работ – нового укрытия над четвертым реактором ЧАЭС. В перерывах здесь ездит упомянутая мной путевая машина АС, оставляющая по два монтера пути на определенных участках здешней железной дороги, а затем забирающая их в Йолчу и Неданчичи.

ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО В ЗОНЕ ОТЧУЖДЕНИЯ

Всего в Чернобыльской зоне трудятся семь монтеров пути. Над ними один мастер и один бригадир. Эти девять человек на свой страх и риск соприкасаются с воздухом и грунтом, зараженными повышенной радиацией. И если машинисты чернобыльских электричек работают в зоне по три-четыре месяца в году, путейцы находятся здесь круглогодично.




Причем, до 2000 года здесь работали 17 монтеров пути. Теперь рабочих рук не хватает. А ведь еще так требуются не только люди, но и побольше путевой техники! Несмотря на то, что от некогда разветвленных и оживленных станций в закрытой зоне не осталось и следа, многие пути и стрелочные переводы разобраны, а функционирует лишь одна колея, ее тоже нужно содержать на уровне, - говорят железнодорожники.

КАК В АПОКАЛИПСЕ – «МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ»

Пожалуй, самое тяжелое впечатление от поездки в закрытую зону – обветшалые здания бывших станций и полустанков. Угнетающим зрелищем стал и заржавевший локомотив по станции Посудово – самой загрязненной радиацией из всех здешних станций. Этот двухсекционный богатырь-локомотив в свое время возил участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Говорят, до сей поры от старого железного коня так «фонит», что не подходи! Потому и оставлен он здесь на вечное омовение дождями – его эксплуатация смертельно опасна для здоровья.




Миновав своеобразное кладбище железнодорожной инфраструктуры – поросшие бурьяном и деревьями посадочные платформы, такие же помещения обогрева дежурных по мостам или по переездам, брошенные близ насыпи старые шпалы, мы подъехали к самой АЭС…

ВПРИТЫК К ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС…

Самое время достать из кармана дозиметр. У каждого путейца он должен быть с собой, есть у них и накопитель радиации. Это –сигнал для железнодорожника и для его врачей. Допустимая норма – 00.20 единиц на мониторе прибора.Возле чернобыльской атомной электростанции показатели скачут до 1000 единиц! На железнодорожной насыпи близ Семиходов и далее по направлению к Неданчичам показатели 32 единицы. Говорят, это оттого, что в одно время сюда завезли и насыпали новый щебень, заменивший или покрывший старый, радиационный. 32 единицы прибор покажет вам и в Чернигове. Чуть в стороне от насыпи, буквально в одном шагу вправо или влево, показатели дозиметра резко изменяются, достигая 480 и более единиц.




-- Здешняя радиация – словно виртуальная реальность. Ветер подует в сторону станции – показатели меньше, а со стороны станции – число на дозиметре стремительно бежит вверх. Есть места в закрытой зоне (а у каждого путейца в кармане специальный пропуск в зону отчуждения), где никогда не обнаружили повышенный уровень радиации. Там железнодорожники даже устраивают привал, смело принимая пищу.

Выявив незначительные изъяны в стыкоизоляции, в креплении стыков, пару ослабленных гаек на том или ином пикете, мы прошли пару километров пешком. Под мостом через Припять, на заброшенном здании, маляры из Одессы, перекрасившие этот мост после ремонта, потратили оставшуюся краску на надпись следующего содержания: «Добро пожаловать в ад!».




Несмотря на то, что в горле, в области щитовидной железы и впрямь почувствовался угнетающий комок, а во рту привкус металла – адом окружающая природа не показалась. Напротив, из-за отсутствия автомобилей и прочих признаков цивилизации (кроме ЧАЭС и железной дороги) воздух здесь прозрачен и чист. Могучие Припять и Днепр поражают кругозор, пленяя своим величием, которое особенно заметно в период половодья.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
b_s_d_1
Jun. 30th, 2011 11:08 am (UTC)
Здравствуйте!
Сообщение от автора сайта http://sbchf.narod.ru (возможно, Вам будет интересна эта страница: http://sbchf.narod.ru/28/desna.html )

Спасибо за материал!

Хотелось бы поинтересоваться: проверяют ли документы на право въезда в "зону отчуждения" при посадке на электричку в Славутиче?

То есть возможно ли проехать на электричке до станции Семиходы и сразу же вернуться назад (не выходя со станции) без пропуска? Или без них уже не пускают в электричку?
otchet
Mar. 7th, 2012 09:40 pm (UTC)
Ни-ни!
До Семиходов вообще никого не пускают кроме сотрудников ЧАЭС и ж-д.
coder_in_ua
Jul. 18th, 2011 10:20 pm (UTC)
"Несмотря на то, что в горле, в области щитовидной железы и впрямь почувствовался угнетающий комок, а во рту привкус металла"
за самовнушение 10 баллов из 5 :)
otchet
Mar. 7th, 2012 09:39 pm (UTC)
Согласен!
Да, это, конечно, самовнушение, но в таких изданиях как "Комсомолка", например, такое очень ценят.
(Anonymous)
Sep. 26th, 2011 07:40 pm (UTC)
Спасибо за эту замечательную post.Admiringвремени и усилий вы вкладываете в свой ​​блог и подробную информацию вы предлагаете.
otchet
Mar. 7th, 2012 09:41 pm (UTC)
А Вам спасибо за внимание!
tokatema
Dec. 10th, 2012 01:48 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно. Ржавый локомотив - зрелище ужасное. Не удивительно, что фонит. Радиация ужасная вещь :(
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031